Как программировали в СССР. Мое первое знакомство с ЭВМ и программированием

Как программировали в СССР. Мое первое знакомство с ЭВМ и программированием


07.01.2018
/
covax

Так сложилось, что я давно интересовался программированием, электронно-вычислительными машинами и прочим «искусственным интеллектом». Давно – это значит уже более сорока пяти лет, примерно лет с тринадцати. Но почему-то все время что-то мешало заняться этим всерьез. В конце 70-х появились программируемые калькуляторы. В 1983 г., когда я учился на химфаке Кубанского госуниверситета, был курс «Основы электронно-вычислительных машин и программирования». Молодежи уже сложно представить механизм написания и отладки программ того времени.

Сначала писали программу на бумаге. Мы – на языке «Фортран». После написания программы несли ее текст в вычислительный центр на «набивку». Это значило, что оператор переводил текст программы в понятную для ЭВМ форму. Листок с текстом на фортране преобразовывался в стопку перфокарт (листков плотной бумаги с отверстиями в определенных местах, которые кодировали программу). После этого надо было вручную проверить каждую перфокарту. Там ли пробили отверстия. Существовала специальная «читалка». Это листок бумаги, на котором написано, в каком месте должны быть пробиты на перфокартах отверстия, чтобы они означали ту или иную цифру, букву, математический символ или еще что-нибудь. Если обнаруживалась неправильно набитая перфокарта, то ее отдавали на перебивку.

На следующий день перфокарты забирали и вкладывали в нужное место стопки правильных перфокарт. После этого отдавали перфокарты на проверку программы. ЭВМ считывала информацию и проверяла, нет ли синтаксических ошибок в тексте программы. Если ошибки обнаруживались, то в листинге (тексте программы, распечатанном машиной) напротив ошибочно написанных строчек кода появлялся специальный символ «паук» (предшественник современных «багов»). Хотел быстро найти такой символ. Не нашел. Даже Яндекс не подсказал. «Паук» — это кружочек с четырьмя ножками.

Потом приходилось ломать голову, чтобы разобраться, где же допущена ошибка. Ошибку находили, исправляли текст, перебивали перфокарты, на которых были исправленные строчки программы. После этого отдавали программу вновь на проверку. Эта процедура повторялась до тех пор, пока в листинге программы не оставалось ни одного паука. Это означало всего лишь, что в программе не допущено ни одной синтаксической ошибки, но вовсе не значило, что программа написана правильно. Однако отсутствие «пауков» уже давало право отдать перфокарты «на счет», т.е. на реальное исполнение программы.

Чтобы было понятнее, отдать «на счет» — это примерно равнозначно двойному клику мышкой или нажатию клавиши «Enter» на исполняемом файле (с расширением .exe, .com-, .bat). Впрочем, многие юзеры сейчас уже даже не знают, что такое «расширение», т.к. оно по умолчанию скрыто в Винде от пользователя. Теперь принято говорить «запустить приложение». Сложно представить, но то, что сейчас делается двойным кликом левой кнопки мыши, в восьмидесятых годах выглядело иначе. Надо было отстоять очередь к окошку в вычислительном центре, вручить оператору стопку перфокарт, зажатую между двух пластин текстолита, гетинакса, оргстекла или просто плотного картона и перетянутую резинкой, отрезанной от велосипедной камеры или вытащенной из порванных студенческих трусов (для больших программ, не влезающих в узкие рамки велорезинки) и ждать…. Тому, кого бесят «песочные часы» на мониторе, стоит вспомнить, что от «щелчка мышкой» до видимой реакции компьютера у студента начала 80-х могло пройти от нескольких часов до пары суток. Зато какая была радость, если программа пошла с первой попытки и не требовала отладки. Третья моя программа повела себя именно так. Более того, к тому времени я был уже настолько «асом» в фортране, что решил немного развлечься.

Я написал простенькую расчетную программу на Фортране для обработки результатов термометрического титрования (термин непонятный для большинства, но не важно). Скажем – для обработки результатов одного из методов химического анализа. А в конце ее дописал небольшую подпрограмму для вывода на печать бланков для того, чтобы «расписывать пулю», т.е. – для записи игры в преферанс и для покера, но не общеизвестного, а «студенческого», несколько иной игры, правила которой я уже забыл. Учитывая, что принтеров, выводящих графику ,тогда на ВЦ не было, это была серьезная задача. Я с ней справился, но перфораторщица допустила ошибку и вместо 10 бланков программа попыталась напечатать сто (!). Такой расход бумаги не мог остаться незамеченным и на тринадцатом бланке лента косо обрывалась и распечатка заканчивалась надписью красным фломастером: «Молодой человек! Прекратите валять дурака!» и подписью начальника вычислительного центра.

Компиляция C# программ в Notepad++

В данной статье я расскажу, как с помощью Powershell скомпилировать код, написанный в Notepad++.

Разбираемся со связкой React и Redux на простейшем примере

Простой пример, который поможет быстро разобраться, как управлять данными с помощью библиотеки Redux в ваших приложениях на React.

Как стать успешным разработчиком программного обеспечения – 10 основных принципов

Оказывается, что на одних технических навыках и опыте далеко не уедешь. Успешные разработчики ПО также развивают черты поведения и образ мышления, выделяющие их из толпы. Ниже приводятся десять привычек, которые пророчат успех.